X
Логин
Пароль
English Вход для клиентов
(812) 292-37-16
194295, г. Санкт-Петербург,
ул. Есенина, 19/2
09.02.2015

Система комплексной безопасности морских инженерных сооружений нефтегазовой отрасли. Новый номер журнала "Новый оборонный заказ. Стратегии"

Вышел в свет новый номер журнала "Новый оборонный заказ. Стратегии" № 1(33), 2015. 

СИСТЕМА КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОРСКИХ ИНЖЕНЕРНЫХ СООРУЖЕНИЙ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

ПОВОДЫ ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА

В последние годы объекты нефтегазовой отрасли (добывающие и перерабатывающие платформы, перевозящие нефтепродукты и природный газ танкеры, береговые объекты инфраструктуры, в том числе нефтеперерабатывающие заводы, отгрузочные причалы-терминалы и т.д.) нередко становились фигурантами лент новостных агентств.

В основном новостными поводами служили акции протестующих общественных активистов и «экологических» радикалов. С другой стороны, фото- и видеоизображения горящих нефтяных терминалов Ирака, Ливии или Сирии хоть и привлекали внимание зрителя яркими красками, вряд ли ассоциировались с инженерными объектами, сообщения о строительстве которых он привык получать в экономическом разделе блока новостей.

Как бы там ни было, поводы для серьезного беспокойства есть. Пусть памятная для россиян история с высадкой экологических экстремистов на российской платформе вызвала большой резонанс, за рамками споров остались не поднятые вопросы. А что, если бы на месте экологических активистов оказались террористы? А что, если бы реальный план атаки включал в себя более сложные элементы и опирался бы не на человеческий фактор, а на технические и робототехнические средства?

Постараемся на эти вопросы ответить.

ДИВЕРСИОННАЯ УГРОЗА

На разных стадиях освоения и эксплуатации месторождения (разведка, разведочное бурение, освоение месторождения, эксплуатация, транспортировка и переработка продукции, вывод из эксплуатации и консервация) существуют собственные специфичные риски и уязвимости. Также, в зависимости от типа рассматриваемого инженерного сооружения и его положения, будут меняться сценарии воздействия на него, а значит – и методы возможной защиты.

Тем не менее, можно выделить и классифицировать несколько основных элементов.

В рамках настоящей статьи мы не станем рассматривать подробно противодействие попыткам силового захвата сооружения. Такая операция является крупномасштабной, с использованием значительных сил и вооружения, и отражаться должна также тактическими вооруженными группами. Тем не менее, разумеется, комплексы средств, рассматриваемые далее, сыграют свою положительную роль и при таком сценарии.

В частности, диверсионная угроза с поверхности воды может включать в себя попытку высадки малых групп или применение дистанционно управляемых плавсредств. Соответственно, для предотвращения такой угрозы необходимы максимально раннее обнаружение и применение средств предупреждения, нелетальных средств воздействия и, в крайнем случае, средств перехвата небольшой, как правило, скоростной цели.

В свою очередь, атака с воздуха может быть выполнена с применением БПЛА самолетного или вертолетного типа, а также – планирующих парашютных систем. Упрощение и удешевление компонентов дистанционного радиоуправления, появление на рынках Hi-End систем навигации (в том числе инерционных), доступных для бесконтрольного заказа любым коммерческим клиентом, делает вполне возможной самостоятельную сборку «одноразового» БПЛА достаточно высокой ударной мощности. В том числе – управляемого загоризонтными средствами связи или вовсе работающего автономно (особенно в случае атаки неподвижного объекта типа морской БУ или терминала).

В то же время угроза подводным элементам нефтедобывающего или нефтеперерабатывающего комплекса является самой трудно обнаружимой и трудно предотвратимой. Даже фирмы, специализирующиеся на охране БУ и трубопроводов на Западе, предлагают крайне мало технических решений для надежной защиты объектов подводной инфраструктуры. Существующие же решения, как правило, не являются готовыми продуктами, а присутствуют на уровне концепций. Тем не менее, в смежных отраслях подводно-технического инжиниринга найдены решения, которые вполне эффективно можно использовать в рамках данной задачи.

МИРОВОЙ ОПЫТ

Многие фирмы-производители систем безопасности разработали собственные решения для обеспечения безопасности морских сооружений и судов. Но в основном предлагаются решения из области систем наблюдения (радары, гидролокаторы, лидары и т.д.), системы оптического видеонаблюдения различных диапазонов, системы отслеживания персонала, системы дальнего акустического наблюдения и т.д. Интересным решением также служат появившиеся на рынке системы искусственного интеллекта. Они позволяют анализировать в автоматическом режиме поведение объектов вблизи охраняемого района и по косвенным признакам выявлять и помечать потенциально опасные объекты.

Тем не менее, ни один из присутствующих на рынке продуктов не имеет полной интеграции во все среды и не является централизованным решением проблемы комплексной безопасности.

Комплексная система безопасности

Обобщая собственный многолетний опыт, а также мировые разработки, ЗАО «НПП ПТ «Океанос» на протяжении последних лет ведет проработку концепт-проекта комплексной системы безопасности (КСБ) объектов морской инфраструктуры. Уже на ранних стадиях данная работа заслужила положительную оценку экспертов нефтегазовой отрасли и индустрии безопасности.

В рамках концепции предполагается создание единой информационной среды, интегрирующей в себе весь доступный набор робототехнических и обитаемых средств, таких как:

• суда и корабли;

• безэкипажные скоростные катера;

• беспилотные летательные аппараты (БПЛА);

• донные базовые станции (выполняют роль узлов связи, управления и зарядки подводных аппаратов);

• подводные робототехнические средства (аппараты типа АНПА (автономный необитаемый подводный аппарат), ТПА (телеуправляемый подводный аппарат));

• буи наблюдения и аппараты с функцией сохранения позиции (типа волновых глайдеров).

Эти элементы выполняют следующие функции:

Суда и корабли являются носителями для остальных средств – элементов КСБ, а также в особых случаях – служат носителями вооружения. Например, созданный продвигаемый ЗАО «НПП ПТ «Океанос» концепт-проект универсального многофункционального носителя типа «катамаран» специально разработан для размещения и обеспечения работ воздушных, надводных и подводных аппаратов разных типов. Он может выполнять функции постановщика буев, выполнять задачи как патрульное, спасательное судно или судно экологического контроля. В случае необходимости катамаран укомплектовывается модульными системами вооружения, в том числе противодиверсионными комплексами и/или противокорабельными управляемыми ракетами.

Рубежи подводных базовых станций выполняют функции стационарных гидроакустических станций наблюдения за подводной обстановкой и станций экологического мониторинга. Они являются базовыми станциями для телеуправляемых и автономных подводных аппаратов системы безопасности (обеспечивают зарядку АКБ и съем (ретрансляцию) информации с автономных обитаемых и необитаемых подводных аппаратов, управление телеуправляемыми подводными аппаратами).

А кроме того, могут служить маяками гидроакустических систем навигации (единых для подводных средств системы безопасности, оперирующих в районе, и средств обеспечения подводно-технических работ на объектах инфраструктуры морского месторождения).

Автономные необитаемые аппараты (АНПА/глайдеры) осуществляют наблюдение за точечными и протяженными объектами (трубопроводы, кабельные линии). Они выявляют, документируют и транслируют информацию об аномалиях.

При действиях в кластерах эти аппараты создают единое информационное пространство с глобальным обменом информацией о потенциально или фактически опасных целях. Они имеют модульное исполнение, могут быть носителями специальных систем, нелетального/летального оружия, средств РЭБ и т.д.

Телеуправляемые аппараты (ТПА) обеспечивают экологический мониторинг. Они работают совместно с АНПА, а при затруднениях в стыковке/повреждении АНПА обеспечивают уловление и стыковку АНПА с донной станцией.

Эти аппараты имеют модульное исполнение, с возможностью смены модулей в подводном положении, при этом могут быть носителями специальных систем, нелетального/летального оружия, средств РЭБ и т.д.

Надводные буи/волновые глайдеры (при работе на чистой воде) являются опорными навигационными точками и ретрансляторами для автономных аппаратов различных типов. Эти механизмы ведут наблюдение за подводной и надводной обстановкой на указанных рубежах в режиме патрулирования, проводят метеорологический и экологический мониторинг. И параллельно служат долговременными (до 6 месяцев) рубежами дальнего освещения надводной и подводной обстановки.

Надводные необитаемые быстроходные катера являются средствами оперативного реагирования и разведки, в том числе гидроакустического наблюдения за подводной обстановкой. Катера также могут быть носителями вооружения и обеспечивать доставку и спуск (подъем) технических средств в заданных точках.

В настоящее время ЗАО «НПП ПТ «Океанос», совместно с ФГОУ «СПбГМТУ», ведет испытания и опытную эксплуатацию подводного аппарата типа «глайдер», спроектированного и изготовленного в условиях применения санкций, с учетом требований по импортозамещению.

О разработке аппарата мы рассказывали в предыдущих номерах журнала «Новый оборонный заказ. Стратегии» № 4 (август) 2013 и № 2 (май) 2014. Прототипы данного аппарата и сам аппарат демонстрировались на Военно-Морском Салоне 2013 г., Днях инноваций МО РФ в 2013–2014 гг., в рамках форумов «Арктика. Настоящее и будущее» 2013–2014 гг., «Комплексная безопасность» 2014 г., «VII Петербургского международного инновационного форума», в рамках ежегодного показа перспективных образцов робототехники в 2014 году Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву.

Модульная конструкция аппарата позволяет добиться существенной унификации с находящимися в разработке телеуправляемым подводным аппаратом и аппаратом типа «волновой глайдер».

ТЕКУЩИЙ МОМЕНТ

При координации ОАО «Концерн «Моринформсистема-АГАТ» и в сотрудничестве с предприятиями концерна идут работы по созданию безэкипажного катера – носителя ТПА и АНПА, а также отрабатываются действия подводных аппаратов с таких катеров. Концепции использования и результаты наработок по данному робототехническому кластеру были представлены руководством концерна «Моринформсистема-АГАТ» президенту РФ В.В. Путину при открытии «Центра Компетенций» в ДВФУ в ноябре 2014 г.

Также налажено взаимовыгодное сотрудничество с производителями отечественных легких БПЛА, что позволит успешно комплексировать разрабатываемые системы и строить единую информационную систему планирования миссий, обмена данными и реагирования на угрозы, что и является конечной целью создания системы комплексной безопасности.

Таким образом, на сегодняшний момент можно говорить о фактическом формировании отечественной концепции комплексной системы безопасности морских инженерных сооружений нефтегазовой отрасли. О практической реализации данной концепции с выходом в ближайшие 3-4 года на промышленные образцы технической составляющей концепции и апробировании их в реальных условиях комплексной работы.

Гайкович Б.А., зам. генерального директора ЗАО «НПП ПТ «ОКЕАНОС», к.т.н., доцент СПбГМТУ

Скачать статью>>

Читать журнал>>

Также по теме: Комплексная роботизированная система для нефтегазовых платформ при координации ОАО "Концерн "Моринформсистема-Агат":